Понедельник, 24.09.2018, 12:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Мир учителя музыки

вернуться 5 класс

Урок 9

Тема: Хоровая музыка в храме.

Цели урока: раскрыть понятие хоровой музыки в храме; развивать умение отличать музыку духовную от музыки светской.

Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, репродукции картин, фотографии.

ХОД УРОКА

Организационный моментПрочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Слайд №1:

«Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет её,
не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз,
не наставляет в философии и не помогает достигать
полного презрения к житейским предметам,
как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное пение».
                                                              (Иоанн Златоуст)

Сообщение темы урока:

Мы сегодня продолжаем путешествие в удивительный мир музыки. И домашним заданием  было: ответить на вопрос в учебнике: Какие главные особенности ты виделил бы в характере народной хоровой песни? Как эти особенности проявляют себя в песне "Есть на Волге утес"?

 Слайд №2      Мы вспомним сейчас, послушаем эту песню.

Давайте вспомним, что такое хор, какие бывают хоры, начнём с состава исполнителей. Детские, мужские, женские, смешанные - когда одновременно или в разных сочетаниях в хоре участвуют и детские, и женские, и мужские голоса.)

Словом «хор», которое произошло от греческого «choros» и латинского «chorus», что означает толпа, собрание, называют коллектив людей, исполняющий вокальную музыку и произведения, сочиненные для этого коллектива. Конечно, не всякий коллектив можно назвать хором. Хор отличается значительно большим числом исполнителей.

А теперь прослушаем еще одну песню (фрагмент) и попробуем ответить на вопрос:

К какому жанру музыки относится эта песня?  Слайд №3

Прослушивание аудио записи песни "Ах ты степь широкая.."

О чем рассказывается в песне? (о красоте природы). А теперь ответьте на вопрос:  К какому жанру музыки относится эта песня? (относится к русской музыке, способ исполнения хоровой, относится к народной хоровой музыке)

Итак, с жанром хоровой музыкой мы знакомы у же с начального звена и постоянно к ней обращаемся. Вот и сегодня мы обратимся к хоровой музыке.

Обратите внимание на тему нашего урока: Хоровая музыка, которая звучит в храме. (запись темы урока в тетрадиСлайд №4

- Нам сегодня предстоит узнать, как появилась хоровая музыка в храме, как она развивалась и в чем отличие хоровой музыки в храме от народной хоровой музыки.

Работа по теме урока

В древности русский народ очень любил хоровое пение, оно сопровождала всю жизнь человека. С песней он шел в бой, работал на поле, встречал праздники, хоровая музыка звучала. Поворотным моментом хоровой музыки является крещение Руси. В каком году произошло это уникальное и очень важное для России событие? (988 году произошло крещение Руси)

Слайд №5    Фреска "Крещение Руси" Васнецов. Внимательно посмотрите и скажите кого вы видите? (много людей, бояр, корабли, благословение господа, лучи света и людей, которые крестятся и крестят их священники из Византии на кораблях).  К 10 веку Византия была самым сильным православным государством с развитой потрясающей красивой  культурой духовной, в том числе и певческой культурой. Давайте послушаем гимн Пресвятой богородице "Достойно есть" (Прослушивание "Достойно есть") слайд №6

Как вы думаете, хор пел в один голос или множество голосов? (в один голос). То есть способ хорового пения - одноголосие. Именно одноголосие  пришло к нам из Византии. Самый древний способ хорового исполнения (в тетрадь - Византийское одноголосие, пришло из Византии) и стало тем зернышком, из которого впоследствии развивалась русская храмовая хоровая музыка.

Русские люди с трепетом восприняли Византийскую культуру, с любовью. И стала распространяться вера христианская по русской земле, а вместе с ней развивается храмовое хоровое пение. И в этом помогали русские монастыри. Это Свято-Троицкая лавра, Свято-Преображенский монастырь, Соловецкий свято-Преображенский монастырь. Именно в монастырях развивалась храмовая хоровая музыка и появилось множество распевок.

Слайд №7  Мы внимательно слушаем это произведение, которое должно звучать как в храме  и ответим на вопросы: Какими чувствами наполнено это произведение? (радости и спокойствия, вера и любовь, ощущение ангелов, чувство вдохновения, торжественности).

А теперь о способе хорового исполнения. Что это было? Одноголосное исполнение или много голосов мы услышали? (это произведение было многоголосным).  А какие голоса вы услышали? (только мужские голоса). Возникает русское многоголосье.  Ранее русское многоголосье - оно более (какое?) насыщенное, торжественное, более яркое, более объемное.

 

 Слайды №№ 8-11    Шагаем к XIX веку. В XIX веке значительный вклад в развитие храмового  хорового пения внесли русские композиторы: М.И. Глинка работал в этом жанре, С. В. Рахманинов, Мусоргский М.П.,  А.А. Архангельский, очень много сделал П.И. Чайковский, А.Гречанин,  П.Г. Чесноков, Н.А. Римский-Корсаков (запись в тетрадь).

Я хочу остановить ваше внимание на композиторе П.Г. Чеснокове.

Павел Григорьевич Чесноков (1877 - 1944) родился близ г. Воскресенска (ныне г. Истра) Звенигородского уезда Московской губернии 12 (24) октября 1877 года в семье сельского регента  (рук. церковного хора). Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения. В 1895 году Чесноков окончил Синодальное училище с золотой медалью. Затем работал в разных московских училищах и школах; в 1895-1904 преподавал в Синодальном училище и на ежегодных летних регентских курсах в Петербурге, активно участвовал в регентских съездах, в 1901-1904 гг. был помощником регента Синодального хора, в 1916-1917 гг. дирижировал капеллой Русского хорового общества. Не ограничиваясь полученным образованием и опытом, брал уроки композиции у С. И. Танеева, Г. Э. Конюса. В 36 лет, будучи известным композитором и дирижером, поступил в Московскую консерваторию  и в 1917 получил диплом по классам композиции и дирижирования.

После революции преподавал и дирижировал в разных местах, одновременно не оставляя регентства (до 32 г. в храме Христа Спасителя). В 1940 г. издал книгу «Хор и управление им», изначально задуманную как обобщение регентского опыта; с тех пор она стала одним из главных и лучших учебников по хоровому делу. Во время войны Чесноков, оставаясь регентом, не поехал в эвакуацию с профессорами консерватории и, лишившись хлебных карточек, голодал и умер в начале 1944 г.

Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес - духовных сочинений и переложений традиционных распевов, обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Стиль хорового письма Чеснокова неподражаем и всегда узнаваем. Изысканность и красота гармоний, эмоциональная глубина и чистота, открытость в выражении религиозного чувства, великий мелодический дар делают Чеснокова крупнейшим духовным композиторов ХХ в.

 

Для божественной молитву для литургии  "Достойное есть" П. Чеснокова. Мы его послушаем и скажем, чем оно отличается от прозвучавшего ранее русского многоголосья, а может быть и есть что то общее.

(Слушание, слайд №12)

Чем отличается композиторское произведение от раннего русского многоголосья?

Песнопение одно и тоже (в произведениях   слышны  женские  голоса. Добавляются голоса, украшается тембр.)  Что еще? (Динамика изменилась, развитие, мощность звука.)  В композиторском произведении  пение более широкое, лирическое,  а в русском многоголосии пение - строгое.   Но они имеют общий способ хорового исполнения: многоголосие

Вокальная работа:

Приведите примеры церковных праздников. (Рождество, Пасха, Троица, Благовещение, и т.д.)

Образ России всегда ассоциировался с церковью с колокольным звоном, с церковным пением. Вспомним  песню «Вечерний звон» на слова И. Козлова, одноимённую картину И. Левитана.

Слушание музыкального произведения «Вечерний звон» (просмотр видео),   затем все вместе споем под караоке

     

Вывод: народная музыка показывает народный мир, а храмовая - небесный.

Мы узнали:  Откуда появилась храмовая музыка. Как она развивалось. Сравнили народную и храмовую музыку.

Пение в хоре - одна из самых больших человеческих радостей. Развитая хоровая культура народа свидетельствует о развитости его общей культуры, ибо хоровая музыка обладает могучим облагораживающим воздействием на человека.

Литература:

1. Т.И. Науменко, В.В. Алеев Музыка 5 класс

2. http://music-fantasy.ru/materials/horovaya-muzyka-v-hrame

3. http://www.youtube.com/watch?v=opCMvdmYs-8

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2018
    Конструктор сайтов - uCoz