Вторник, 13.11.2018, 21:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Мир учителя музыки

вернуться на страницу "Уроки"

назад 5 класс

Урок музыки в 5 классе     (открытый урок в рамках  районного конкурса  "Учитель года - 2017")

«Живописная музыка в песнях Ф. Шуберта «Фореллен – квинтет».

Цель  (для учителя - планируемый результат): 1.  пробудить у учащихся интерес к музыке  Франца Шуберта.

2.  обогатить представление учащихся о жизни и творчестве великого австрийского композитора Ф. Шуберта; познакомить с песней "Форель".

Цель урока (для ребят): "Может ли быть  музыка Шуберта живописной? "

Задачи:  1.  Познакомиться с творчеством Шуберта.

2. Познакомиться с его произведениями и проанализировать их

3. Исполнить одно из его произведений.

4. Найти информацию (работа с учебником)

5. ответить на вопрос:  Взаимосвязаны ли музыка и изобразительное искусство?

Воспитательная: воспитывать любовь к музыке Шуберта. Научить ребят внимательно вслушиваться в музыкальные произведения. Чувствовать их красоту, давать им музыкальную характеристику.

Развивающая: научить правильно понимать и излагать музыкальную характеристику.

Обучающая: научить детей внимательно слушать. Правильно исполнять песни в характере

УУД:

Личностные:  умение структурировать знания;  понимание жизненного содержания произведения;

Информационные:  владение навыком работы с текстом 

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; самостоятельное формулирование темы и цели урока; выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.

Логические: выбор оснований для сравнения музыкальных произведений.

Регулятивные: владение умением целеполагания в постановке учебных задач; планирование собственных действий в процессе восприятия, прогнозирование. 

Коммуникативные:    формирование способности высказывать свою точку зрения, а также слушать и понимать точку зрения собеседника; вести дискуссию: формировать навыки учебного сотрудничества (работа в парах, пение в хоре);  самооценка собственных коммуникативных действий.

Музыкальный материал:    презентация, видео, аудио файлы.

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний.

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап. (  ≈1 мин)

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (≈ 10 мин)

3) Актуализация знаний.  (≈10 мин)+физминутка  (≈2 мин)

4) Первичное усвоение новых знаний. (≈6 мин)

5) Первичная проверка понимания (≈5 мин)

6) Первичное закрепление. (≈3 мин)

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (≈2 мин)

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)  (≈6 мин)

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята. - Проверим готовность к уроку:

 Ровно встали,  Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.  - Ребята, я вам включу видеозагадку,  ваша задача - узнать,  какой вид искусства представлен в ролике.

(Просмотр видео №1)   

- О каком виде искусства говорится в ролике? (ответы ребят: картина,  портрет,  пейзаж )          

- Каким словом можно все эти виды искусства?         Живопись  (записываю на доске это слово)                                

2. (Звучит красивая музыка №2 ) (например, "Аве Мария"...)

- Определите, пожалуйста, что вы сейчас прослушали?  

Музыку      (записываю слово на доске)

3.  -  А теперь я вам предлагаю отгадать загадку.

Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто - ...Песня   (записываю слово на доске)

4.  - Ребята, я вам покажу небольшой фильм о человеке, с творчеством  которого мы  познакомимся на сегодняшнем уроке.

(просмотр видео №3 "О нем")   

- О ком идет речь в фильмеО Франце Петере Шуберте.  (записываю на доске)

 5. - Ребята у нас есть 4 слова:  Живопись, музыка, песня, Ф. Шуберт.

 Опираясь на эти слова, подскажите, как звучит тема нашего урока?

«Живописная музыка в песнях Ф. Шуберта".     (Слайд №1)

- Молодцы, справились, а теперь опираясь на эти же слова, поставим цель урока.  Скажите, что вы хотите узнать?  (Ответы ребят)

 - Из всего сказанного,  цель урока  у нас звучит так: "Может ли быть  музыка Шуберта живописной? "   (слайд №2)

- А какие задачи мы поставим, чтобы ответить на этот вопрос?  (работа в парах: ребята обсуждают задачи, затем в классе выбираем те задачи, которые помогут придти к цели урока)

- Ребята, я соединила все ваши фразы,  и у меня получилось вот что:    (Слайд №3)

1.  Познакомиться с творчеством Шуберта.

2. Познакомиться с его произведениями и проанализировать их

3. Исполнить одно из его произведений.

4. Найти информацию.

5. Взаимосвязаны ли музыка и изобразительное искусство?

- Вы согласны с задачами? Ну, тогда начинаем!

3. Актуализация знаний

1(задача). - Наша  первая задача: Познакомиться с творчеством Шуберта.

Кто-нибудь может мне в этом помочь?  Что вы знаете о Ф. Шуберте?  (Ребята говорят свои высказывания, не повторяя предложения)

- Молодцы! 

2 (задача). - Ребята, а вам интересно послушать одно из его произведений?

- Я предлагаю вам послушать одну из самых грациозных его произведений, песню "Форель".

Ваша задача:  после прослушивания вы должны  описать образы, о которых поется в песне.   При этом мне не надо пересказывать текст,  мне нужно, чтобы вы рассказали, что вы увидели, слушая данное произведение.

(Просмотр видео №4)

  

Вопросы:  Сколько героев в песне? Кто главный герой? (ответы ребят)

Какая природа? (Беззащитная, хрупкая, чистая). 

Что вы услышали в музыке?  (плеск воды, игру рыбок)

Физминутка: вы услышали плеск воды?  Я предлагаю вам самим  изобразить звуки дождя.

4. Первичное усвоение знаний 

3(задача).  Ну а теперь попробуем ее спеть, но...

Перед пением друзья  разогреем голоса:

Высоко мы будем петь,  в среднем тоже бы суметь.

Ну а низко петь не будем  и о низком позабудем.

И красиво начинаем,  и красиво выступаем!

Распевка

Вокальная работа поем песню хором. 

 Молодцы!

 5. Первичная проверка понимания 

- но песня "Форель" имела такой большой успех,  дала продолжение.

4 (задача).  Откройте учебник на странице 104. Найдите, что случилось после успеха песни "Форель"?

Ваша задача:  поработать текст, найти  новые данные, о которых мы еще не знаем и рассказать  нам.  Работаем.  Запишите в тетради, главные мысли.

-В самую счастливую пору своей жизни написал Шуберт этот квинтет. Шёл 1819 год.

По заказу своих друзей Шуберт (больше всего на свете любивший доставлять радость людям) и написал инструментальный квинтет «Форель» - его красиво называют «Фореллен-квинтет», в четвертой части которого звучит мелодия песни «Форель». Друзья  пожелали, чтобы финал представлял собой вариации на мелодию песни Шуберта «Форель».

(Слушание фрагмента "Фореллен квинтет")

 

 Что объединяет эти два произведения?  (тема одна, о форели; в музыке слышны плеск воды, игра рыбок)

6. Первичное закрепление 

А почему данное произведение называется Фореллен - Квинтет (она играется в вариациях пяти инструментов)  Назовите эти инструменты (скрипка, альт, контрабас, виолончель, фортепиано).

А что такое квинтет? (находим в словаре)

А еще,  ребята,  в созвездии северного полушария звездного неба Пегас находится знаменитый квинтет Стефана  - группа из пяти галактик, которая хорошо известна любителям астрономии,  а также в спорте есть понятие "Квинта", которая используется в сабельной технике (фехтование)  

7.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ребята, прослушав музыку, я предлагаю вам написать  письмо композитору, в котором вы  опишите свои впечатления о прослушанной музыке.

8. Рефлексия 

 Музыка и изобразительное искусство тесно связаны. Талантливый композитор или музыкант, как и художник, представляет в своих произведениях определенный ассоциативный символический ряд, отражающий его энергетику. Подобно жизни, музыка имеет свой колорит.  Изобразительное искусство, как и музыка, выражает чувства, эмоции, настроение своего создателя. Даже сами музыканты, их искусство и музыкальные произведения стали темой для работ многих художников в мире.

- Вернемся к нашей цели: Как звучала цель нашего урока? (Может ли быть музыка Шуберта живописной?). Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили задачи (перечислить).

5. (задача). Я хотела бы услышать ответ на последний вопрос:  Взаимосвязаны ли музыка и изобразительное искусство? (примерные ответы ребят: музыка и живопись дополняют друг друга, а также усиливают воздействие на человека)

Ребята, я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке:

"Оцените свою работу"

Я узнал  новое о Шуберте.....

Мне захотелось...........

Мне больше всего понравилось ............

Я достиг цели и знаю, что ....

Мое настроение......

- Спасибо за урок! До свидания!

 

 

 

Литература:

1. https://infourok.ru/lekciyakoncert-prervannaya-pesnya-franca-shuberta-998415.html

2. http://kadyrova.do.am/load/razrabotki_urokov/urok_muzykalnaja_zhivopis_i_zhivopisnaja_muzyka/6-1-0-21

3. http://music-fantasy.ru/materials/shubert-forel-i-forellen-kvintet

4.  https://www.youtube.com/watch?v=QVi90s4rtCI -  песня "Форель"

5.  https://www.youtube.com/watch?v=VzmokPZWZ2Q  - о Шуберте

6.  https://www.youtube.com/watch?v=zwVBw7RbljM  - песенка о картинах

7.  https://www.youtube.com/watch?v=G1SGTD8XibE&t=1463s  - квинтет

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2018
    Конструктор сайтов - uCoz