Понедельник, 30.06.2025, 17:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Мир учителя музыки

"Шапки долой Россия, Есенина поют!".

Музыкально-литературная композиция

(Данное мероприятие подготовлено учителями Сандюк Е.Л. и Храмковой О.А. для учащихся 9 классов, проведено 2 октября 2009г.)

Выступление ребят клуба "РИТМ": Опаренко Ф., Дрибная В., Герасимов С., Торлопов А., Демин М., Продан А., Млечко И., Полугрудов Р., Патов А.  и учащихся  9-х классов: Тырышкин Ф., Можегов С., Таскаева М.а, Маранова А., Зиновьева Ю., Смирнова Д., Власова П.

Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе; нравственно-эстетическое воспитание.

На партах тексты песен: «Я обманывать себя не стану», «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу».

Презентации «Сергей Есенин», «Отговорила роща золотая».

 

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий:  Вот уже 84 года мучает “страну берёзового ситца” совесть за то, что так жестоко, так нелепо поступила со своим сыном, поэтом-песенником, Человеком – Сергеем Есениным. Но сегодня мы не будем оплакивать эту горькую утрату. Сегодня мы отмечаем  День рождение любимого поэта. (Зажигает свечу у портрета С. Есенина)

На фоне мелодии “Клен ты мой, опавший” читается стихотворение:

Рассвет, окрасив небо в цвет зари,
Позвал в страну берёзового ситца,
Где озеро, где стонут глухари,
Где месяц отражается в кринице.
Опавший клён не хочет жить, как все,
Всё грезит он о юности игривой,
Там жеребёнок в луговой росе.
Летит по ветру, разметавши гриву.
Изведав власть есенинской строки,
В какой-то миг увидишь мир иначе.
И вдруг сожмётся сердце от тоски,
Когда в дубраве иволга заплачет.

Ведущий:  “Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему,…знал песню, как теперь редко кто знает, и любил её – грустную, задорную, старинную, современную”. Если даже не знать, о ком из русских поэтов это сказано, всё равно подумалось бы: Есенин. Не только факты биографии и свидетельства современников – сами есенинские стихи каждой своей певучей строкой говорят о дивной музыкальности поэта, сроднившегося с русской песней с детских лет. На высоком берегу Оки привольно раскинулось село Константиново – родина Сергея Есенина. Здесь 3 октября 1895 года родился будущий поэт.

Чтец:                                      “Родился я с песнями в травном одеяле.
                                                  Зори меня вешние в радугу свивали.
                                                 Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
                                                Сутемень колдовная счастье мне пророчит…” (1912)

Ведущий: Позже в автобиографии Есенин напишет: “Никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура – “умственный мужик”. “…Дед имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен…” Детские годы (с 4-х до 9-ти лет), проведённые в доме Титовых, оставили неизгладимый след в жизни Есенина. Пятилетнего Сережу дед уже приобщил к грамоте. Многочисленные песенники, сказания, повести о разбойниках и другие бережно хранимые Фёдором Андреевичем книжки служили своеобразным “букварём”. В доме деда мальчик обнаружил и целую коллекцию маленьких гармошек – “черепашек”. А уж песни петь ребёнку Фёдор Андреевич считал прямой своей необходимостью. И не случайно, вспоминая детство, Есенин частенько напевал припев любимой дедовой песенки – прибаутки:

“Нейдёт коза с орехами,
Нейдёт коза с калёными”.

Тешила впечатлительного мальчика песнями – сказами бабушка Наталья. Возбуждали музыкальную фантазию будущего поэта и странствующие слепцы, которые нередко находили приют в доме Титовых. Крепко запомнились Есенину распевавшиеся ими духовные стихи, легенды, предания. Однако наиболее глубоко раскрыла перед ним неизмеримые богатства народного песенного творчества его мать. “Мне кажется, - вспоминает сестра поэта Александра Александровна, - что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать…Топила ли она печку, шила, пряла ли, за любой работой можно было услышать её пение…И каждый из нас, её детей, с пелёнок слушал её напевы, подрастая, невольно запоминал их и подпевал ей.”

Безграмотная крестьянка, Татьяна Фёдоровна, и не подозревала, что в иных её песнях звучат кем-то положенные на музыку стихи Пушкина, Лермонтова, Никитина и других поэтов, что она, сама того не зная, приобщает детей к великой русской литературе. Так ещё в самом раннем детстве познал Есенин неотразимую красоту человеческих чувств, что заложены в хорошей песне. Пение матери любил Сергей и в зрелые годы. Иногда и сам ей подпевал. “Голос у него был небольшой, но пел он с каким-то своим, особенным чувством”.

В стихах поэта образ матери неотделим от её пения. Такой предстаёт она в стихотворении “Сестре Шуре”, созданном в 1925 году:

Чтец:                                  “Ты запой мне ту песню, что прежде
                                               Напевала нам старая мать.
                                               Не жалея о сгибшей надежде,
                                               Я сумею тебе подпевать.

Я ведь знаю и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь –
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.

Ты мне пой, а я с такою
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою –
Вижу вновь дорогие черты…”

Песня «Низкий дом с голубыми ставнями», поет Дрибная В., аккомпанирует  Опаренко Ф.

Ведущий: Всё лучшее, что было связано у поэта с детством, было связано с думой о матери. Он часто обращался к ней в своих стихах. Стихотворение “Письмо матери” было написано поэтом в 1924 году, в смутное и тяжкое для Есенина время, когда он всё чаще вспоминал о родном доме. Сергей Есенин наезжал в родной дом. Сохранилась фотография 1925 года – последнего года жизни поэта: у самовара сидят Сергей Александрович с матерью Татьяной Федоровной. Она в платке – по-деревенски, слушает, подперев рукой голову, как сын её читает  (показываю фотографию)

Ведущий: В те годы, когда поэт навещал Константиново, неподалёку жил и работал в деревенском клубе Василий Липатов. Был он красный командир, в гражданскую войну командовал кавалерийским взводом, а теперь собрался на ученье в Петроград, решив стать музыкантом. В Петроградской консерватории его заметил Александр Константинович Глазунов. Липатов учился игре на фортепиано и композиции. Вскоре он был уже хорошим пианистом. Случай сделал его знаменитым композитором. Прочитав “Письмо матери”, Липатов за один день сочинил песню. Она распространилась с невероятной быстротой: без радио через несколько дней её уже знали и в Москве, и в Рязани.

Ведущий: Слышал её и сам Сергей Есенин. Его сестра Александра вспоминала, как вечерами они с братом гуляли вдоль Оки и пели “Письмо матери”. Одобрил песню и Глазунов. “Я бы мог подписаться под этой мелодией” - сказал маститый композитор.

Наш поэт, Некрасов Александр, перевел это стихотворение на коми язык (показываю книгу)                                                     

Песню  В.Липатова “Письмо матери” поет Елена Леонидовна                                                                                      

Ведущий: От родителей достались Есенину и музыкальная одарённость, и любовь к народной песне. Отец его, Александр Никитич Есенин, в детстве обладал таким чудным, хрустальным дискантом, что без его участия не обходилось ни одно торжество. Свыше 30-ти лет он жил в Москве, куда его, как и многих в то время крестьянских подростков, отправили на заработки. Домой приезжал редко, но вместе со скудными подарками привозил новые песни – рабочие, тюремные. Одну из них – Паша, ангел непорочный”, - свою любимую, он особенно часто певал, когда в 1919 году вернулся домой. Впечатление от песни и её исполнения отцом было настолько сильным, что самую яркую её строфу Есенин включил в собственной поэтической обработке в “Поэму о 36”.

Ведущий: Богата была родина Есенина песнями, прибасками. Одних лишь частушек он записал около 4-х тысяч. Обнаружить эти записи до сих пор не удалось, за исключением 107, опубликованных в 1918 году в газете “Голос трудового народа”.

Сенокосная пора – это особая пора песен. Вместе с другими крестьянскими мальчишками помогает Серёжа женщинам ворошить сено. А спустя годы – стихи:

“Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком…”

Песню  “Отговорила роща золотая” под минусовку поет весь класс.

Ведущий: В памяти поэта запечатлелись весёлые хороводы, что затевала деревенская молодёжь после работы:    

                    “Я люблю над покосной стоянкою

                    Слушать вечером гул комаров.
                    А как гаркнут ребята тальянкою,
                    Выйдут девки плясать у костров”.

Поэзия Сергея Есенина удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире.

Чтец :      Милые берёзовые рощи!
                Ты, земля! И вы, равнин пески!
                Перед этим сонмом уходящих
               Я не в силах скрыть моей тоски.

                Слишком я любил на этом свете
               Всё, что душу облекает в плоть.
              Мир осинам, что, раскинув ветви,
              Загляделись в розовую водь

               Много дум я в тишине продумал,
               Много песен про себя сложил.
               И на этой на земле угрюмой
              Счастлив тем, что я дышал и жил…

Ведущий:  Любовь к Родине неразрывно связана у Есенина с любовью к песне, которую он пронёс от первых детских воспоминаний до последних дней жизни.

Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.             

Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.

Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю
.

Ведущий: В юные годы Есенину пришлось слышать великолепную игру одного гармониста, частого гостя константиновского священника, в чей дом по праздникам съезжалась из всей округи молодёжь, преимущественно сельская интеллигенция, любители петь, плясать, затевать весёлые игры. Сам поэт мастерски играл на гармони (как впрочем, и на гитаре), подбирая по слуху. Уже живя в Москве, аккомпанировал любителям-певцам и танцорам. Он приводил к себе уличных музыкантов, радовался, слушая их неприхотливую игру: выдающихся московских гармонистов слушал с великим наслаждением.  Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы. Вместе с ним и мы внемлем “снежному звону”, прислушиваемся к “песне вьюг”, верим, что “неровные луга… поют крапивой”, что “скрипкой поёт луна”. И “плачет метель, как цыганская скрипка”.

Поет зима, аукает (слушание)

Ведущий: Хорошая музыка не оставляла поэта равнодушным, она возбуждала его поэтический дар, вдохновляла его. Именно таким предстаёт он в воспоминаниях скульптора Сергея Конёнкова. Было это в Москве осенью 1917 года. “У себя в мастерской на Пресне, - рассказывает скульптор, - я открываю выставку своих работ…На выставке появился Есенин…Скрипач Сибор у статуи Паганини исполняет произведения великого итальянца…Растроганный музыкой, Сергей Есенин встаёт на стул, высоко подняв руку, выразительно жестикулирует. Он читает новые стихи – все замерли, слушают…И воздух словно заполняется ликующими строчками:

“Звени, звени Златая Русь.
Волнуйся, неуёмный ветер”

Сергей Есенин пришёл в русскую поэзию с ясными, прозрачными стихами: (на фоне песни «Белая береза»)

Белая береза

 Под моим окном

 Принакрылась снегом,

 Точно серебром.

 На пушистых ветках

 Снежною каймой

 Распустились кисти

 Белой бахромой.

 

 И стоит береза

 В сонной тишине,

 И горят снежинки

 В золотом огне.

 А заря, лениво

 Обходя кругом,

 Обсыпает ветки

 Новым серебром.”

Ведущий:  И завершил свой печально короткий путь строками чистыми и человечными. В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления об утраченной юности, порой драматические переживания, и сложное время, в которое жил поэт.

“Не жалею, не зову, не плачу” – песня в исполнении мальчиков 7 «а» класса (клуб "РИТМ")

Ведущий: «…Плачет тальянка, плачет. Только не там, за рекою, а в сердце. И видится все в исходном свете «Дальний плач тальянки, голос одинокий….» Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? … На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия. Смолкни военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите микрофоны и транзисторы, ребята!

Шапки долой, Россия!

Есенина поют!

В исполнении учителей русского языка и литературы звучит песня «Над окошком месяц».

Ведущий: Музыка…О связи её с поэзией, живописью, архитектурой говорит Сергей Есенин в своих литературных очерках, с величавой её торжественностью сравнивает узорные народные вышивки, орнаменты. Поэтическая работа Есенина переплетена с его музыкальными впечатлениями. Он обладал “необычайным чувством ритма, но нередко, прежде чем положить свои лирические стихи на бумагу, проигрывал их…видимо, для самопроверки, на рояле, испытывая их на звук и на слух, а, в конечном счёте, на простоту, кристальную ясность и доходчивость до сердца человеческого, до души народной”.

Поэтому не случайно, что стихи Есенина привлекают внимание композиторов. Более 200 произведений написано на стихи поэта. Здесь и оперы (“Анна Снегина” А.Холминова и А.Агафонова) и вокальные циклы (“Тебе, о родина” А. Флярковского, “У меня отец – крестьянин” Свиридова). 27 произведений написал Георгий Свиридов. Среди них особо следует отметить вокально-симфоническую поэму “Памяти Сергея Есенина”.

Ведущий: Музыкальная разработка есенинской поэзии продолжается. И, надо надеяться, что нас ждёт немало открытий на этом пути. Ещё много раз будут композиторы черпать вдохновение из чистого и щедрого источника поэтичности и музыкальности, имя которому – Сергей Есенин.

Чтец:                                 Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
                                           Как будто он не в силах их понять.
                                           Уходят лучшие, не спев последних песен,
                                           Осиротив родную Землю-мать,

Мы перечитываем созданное ими,
И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века.

И до сих пор в их недописанную повесть
Пытаемся мы проторить пути…
Уходят лучшие, и мучает нас совесть,
Как будто бы могли мы их спасти.

Предлагается спеть песню вместе с классом «Я обманывать себя не стану»

 

Литература.

  1. Есенин С. Стихотворения и поэмы.- М.,1985.
  2. Есенин С. Воспоминания родных .- М., 1985.
  3. Есенин С. Избранное.- М., 1986.
  4. Фестиваль  педагогических идей: «Есенин и музыка»
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz