Пятница, 19.04.2024, 14:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Мир учителя музыки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 5-7 класса составлена с учетом особенностей образовательного процесса и его обеспечения в МБОУ «Выльгортская СОШ №1» на основе:

•    Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

•    Планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;

•    Примерной программы основного общего образования по музыке;

•    Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

•    Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

   В программе для основной школы в учебном курсе «музыка» превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.

            Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

         -приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

         - формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

         - развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

         - развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.)

         - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- восприятие  учащимися музыку как неотъемлимую часть жизни каждого человека;

 - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития обучающихся, сложившиеся в отечественной педагогике.

Общая характеристика учебного курса

         Курс музыки предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

         Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы учащихся, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.


         Отличительная особенность программы отражаются:

 - в охвате широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства.

- во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия,  природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

         Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. 
         В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Содержание обучения в данном блоке предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей с историей, литературой, ИЗО, технологией.

                Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.  При этом следует отметить, что объем реализации регионального содержания по ФГОС ООО нормативно-правовыми документами не регламентируется и определяется учебным заведением самостоятельно. В примерной программе по музыке не предусмотрен резерв времени для изучения регионального содержания по предмету. В сборнике «Региональный компонент государственного стандарта общего образования» предмет «Музыка» также не представлен. Объем реализации регионального содержания по ФГОС ООО нормативно-правовыми документами не регламентируется и определяется учебным заведением самостоятельно. Следовательно, учитель  включает  этнокультурное содержание   на уроке по своему выбору, увязывая его с темами уроков.

                Этнокультурное содержание реализуется в виде дидактических единиц, включенных в различные разделы программы для каждого класса и предполагает изучение национальных композиторов, произведений, вокального репертуара.

Так, в 5 классе на освоение этнокультурного содержания  в разделе "Народное музыкальное творчество" включены блок уроков  на темы "Коми народное творчество",  где учащиеся знакомятся с коми народной песней, инструментами, а также с балетом "Ягморт". В  6 классе - с авторской  песней и с основными жанрами коми песни.  Этнокультурное содержание выделено красным курсивом.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

-в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

-в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;      

-в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

-в формировании основ художественного мышления;

-в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников.

Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и  семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное  по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или  ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.

Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Музыка. Искусство» изучается с 5-го по 7-й класс и на его  изучение в основной школе отводится 1 часа в неделю, т.е 35 часов в год. Общее количество  учебных часов с 5-го по 7-й класс составляет 105.

в 5 классе отводится 35 часов (1 час  в неделю)

в 6 классе – 35 часов (1 час  в неделю)

в 7 классе – 35 часов (1 час  в неделю)

Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения курса

Деятельность в обучении музыки направлена на достижение

Личностных результатов:

- формирование художественного вкуса как способности сучствовать и воспинимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

- становление музыкальной культуры как неотъемлимой части духовной культуры;

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

- умение познавать мир через музыкальные формы  и образы;

- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

- совершенствование художественного вкуса;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

Метапредметных результатов:  

- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задвчи; применять их на практике, взаимодействолвать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметных результатов:

- представлять  место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества.

- наблюдать объекты и явления культуры;

- различать особенности музыкального языка;

- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

- описывать явления музыкальной культуры;

- систематизировать изученный материал

- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях.

- осваивать диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства.

- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа.

- реализовывать  свой творческий потенциал, осуществлять самореализацию личности на музыкальном материале.

- понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);

- умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz