ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 5-7 класса составлена с учетом особенностей образовательного процесса и его обеспечения в МБОУ «Выльгортская СОШ №1» на основе:
• Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
• Планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;
• Примерной программы основного общего образования по музыке;
• Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В программе для основной школы в учебном курсе «музыка» превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
- формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
- развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
- развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.)
- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- восприятие учащимися музыку как неотъемлимую часть жизни каждого человека;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития обучающихся, сложившиеся в отечественной педагогике.
Общая характеристика учебного курса
Курс музыки предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы учащихся, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Отличительная особенность программы отражаются:
- в охвате широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства.
- во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.
Содержание обучения в данном блоке предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей с историей, литературой, ИЗО, технологией.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. При этом следует отметить, что объем реализации регионального содержания по ФГОС ООО нормативно-правовыми документами не регламентируется и определяется учебным заведением самостоятельно. В примерной программе по музыке не предусмотрен резерв времени для изучения регионального содержания по предмету. В сборнике «Региональный компонент государственного стандарта общего образования» предмет «Музыка» также не представлен. Объем реализации регионального содержания по ФГОС ООО нормативно-правовыми документами не регламентируется и определяется учебным заведением самостоятельно. Следовательно, учитель включает этнокультурное содержание на уроке по своему выбору, увязывая его с темами уроков.
Этнокультурное содержание реализуется в виде дидактических единиц, включенных в различные разделы программы для каждого класса и предполагает изучение национальных композиторов, произведений, вокального репертуара.
Так, в 5 классе на освоение этнокультурного содержания в разделе "Народное музыкальное творчество" включены блок уроков на темы "Коми народное творчество", где учащиеся знакомятся с коми народной песней, инструментами, а также с балетом "Ягморт". В 6 классе - с авторской песней и с основными жанрами коми песни. Этнокультурное содержание выделено красным курсивом.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
-в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
-в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
-в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
-в формировании основ художественного мышления;
-в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.
В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников.
Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.
Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Музыка. Искусство» изучается с 5-го по 7-й класс и на его изучение в основной школе отводится 1 часа в неделю, т.е 35 часов в год. Общее количество учебных часов с 5-го по 7-й класс составляет 105.
в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю)
в 6 классе – 35 часов (1 час в неделю)
в 7 классе – 35 часов (1 час в неделю)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Деятельность в обучении музыки направлена на достижение
Личностных результатов:
- формирование художественного вкуса как способности сучствовать и воспинимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
- становление музыкальной культуры как неотъемлимой части духовной культуры;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
- умение познавать мир через музыкальные формы и образы;
- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
- совершенствование художественного вкуса;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.
Метапредметных результатов:
- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задвчи; применять их на практике, взаимодействолвать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметных результатов:
- представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества.
- наблюдать объекты и явления культуры;
- различать особенности музыкального языка;
- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
- описывать явления музыкальной культуры;
- систематизировать изученный материал
- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях.
- осваивать диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства.
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа.
- реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самореализацию личности на музыкальном материале.
- понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);
- умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).